В соответствии с буддийским учением миры могут быть:
Адские. Там рождаются существа, чей ум полон гнева, злобы, жажды мести. Они ослеплены ненавистью. Существа этих миров испытывают непрерывные страдания разного характера. Ады бывают самые разнообразные: от горячих до холодных.
Миры голодных духов. Существа этого мира одержимы страстями и вожделением. Их гложет ненасытность. В этих мирах существа мучаются от невозможности утолить свои распалённые до предела страсти и похоти.
Мир животных. Животные проживают свой век в неведении и тупости, удовлетворяя естественные нужды и не помышляя о духовном. Они вынуждены подчиняться обстоятельствам, не имея воли, чтобы изменить их. Они полны беспокойства и страха, либо лени и безразличия.
Следующие миры считаются благоприятными:
Мир людей. Людские умы наполнены привязанностями и сонмом нескончаемых желаний.
Мир полубогов (асуров). У этих существ преобладает воинственность, они полны гордыни, ревнивы и завистливы, но в отличие от богов, коим завидуют, не являются бессмертными. Согласно индуистской мифологии, сосуд с эликсиром бессмертия — амритой — появляется в мире асуров, но тут же улетает в мир богов, не доставаясь первым.
Мир богов (девов). Боги полны радости и блаженства. Божественные миры также разнообразны: от ближних к миру асуров до самых высоких — миров Брахмы. В них царит всеобщее счастье, а удовольствия, испытываемые обитателями, настолько привлекательны и желанны, что редкие боги задумываются о законе кармы и последующем перерождении. Говорят, что когда жизнь божества благих миров подходит к концу, то оно испытывает страдания даже большие, чем испытывает умирающий человек, ибо понимает, каких наслаждений лишается.
Хотя миры и расположены по кругу, переродиться можно как снизу вверх, так и сверху вниз, из человеческого мира можно вознестись в мир богов или упасть в ад. Но на мире людей надо остановиться поподробнее. По мнению буддистов, человеческое рождение наиболее выигрышное, так как человек балансирует между нестерпимыми страданиями адов и самозабвенным блаженством богов. Человек может осознать закон кармы и встать на путь освобождения. Часто человеческую жизнь называют «драгоценным человеческим рождением», так как существо получает шанс найти выход из круговорота сансары.
Если кратко, то колесо сансары означает круговорот рождения и смерти посредством реинкарнации и в соответствии с законами кармы. Проходя цикл за циклом, живые существа приобретают опыт различных воплощений, страданий и наслаждений. Этот круговорот может длиться неисчислимо долго: от сотворения Вселенной до её разрушения, поэтому основной задачей для всех осознанных умов является устранение невежества и выход в нирвану. Осознание четырёх Благородных истин открывает подлинный взгляд на сансару как на великую иллюзию, пронизанную непостоянством. Пока колесо сансары не дало оборот и мир ещё существует, следует продвигаться по Срединному пути, данному людям Буддой. Именно этот путь является единственным надёжным средством избавления от страданий.